Главная  Сделать стартовой
Магаданская область
Разделы библиотеки

История Магаданской области

Интерес русского правительства к Чукотке и Охотскому побережью вызвала золотая лихорадка Клондайка. В поисках драгоценного металла снаряжалось несколько экспедиций на окраину России, но промышленное золото обнаружено не было. Только в 1915 г. старатель-одиночка Шафигулин (по прозвищу Бориска) нашел первое на Колыме золото в бассейне р. Среднекан. Благоприятные геологические условия для залегания золота установила экспедиция С. В. Обручева в 1926 г. А через два года начало детальному изучению Колымы положила первая колымская экспедиция Ю. А. Билибина.
Гидрографическая экспедиция И. Ф. Молодых получила достоверные сведения об экономике края и рекомендовала бухту Нагаева как наиболее подходящую для сооружения порта и исходную точку строительства дороги.


Решение о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы было принято Ольским райисполкомом 13 октября 1928 г., а 22 июня 1929 г. на берегу бухты первые строители уже начали сборку трех жилых домов, больницы, ветеринарного пункта, школы, и здания интерната. Первой была готова школа и в этом же году она приняла своих первых учеников. Первая улица будущего города — Октябрьская — пошла от школы вверх на сопку. Школьное здание — одноэтажное бревенчатое, впоследствии оштукатуренное, сохранилось до наших дней, и теперь это дом 5 на улице Приморской.


В 1930 г. к р. Магаданке от моря была прорублена просека. Были построены фактория, база «Союззолото», культбаза. Образовывается Охотско-Эвенский национальный округ, центром которого становится пос. Нагаево. В ноябре 1931 г. местное население увеличилось сразу с 500 до 2000 чел., после того как на пароходе прибыли демобилизованные воины Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Они расположились в палатках, а палаточная улица получила название в честь командующего Дальневосточной армии В. К. Блюхера (теперь она называется ул. Нагаевская).
Чтобы ускорить доставку грузов, необходимых горнякам и геологам, доставка которых по вьючной Ольской тропе и сплавом по Малтану и Бахапче занимала слишком много времени, в ноябре 1931 г. был организован Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». 4 февраля на пароходе «Сахалин» прибыла группа руководителей треста, включая его первого директора Э. П. Берзина. Кроме членов руководства, пароход доставил и первую группу заключенных.


Крайне необходимо было прежде всего наладить транспортное сообщение, а потому приказ «Дальстроя» № 1 был о строительстве дороги. Уже через два года Колымская трасса была проложена до 35 км, проезд по ней осуществлялся до 150 км. Быстрыми темпами строились механические мастерские, бараки, причальные сооружения. Двадцать сборно-щитовых домов были завезены в 1932 г. на пароходе «Шатурстрой» и установлены по улицам Советской и Коммуны.
В районе 31 -го квартала на берегу р. Магаданки был построен кирпичный завод, работавший па местных суглинках. Так как кирпича недоставало, на стройке в качестве утеплителя использовался прессованный мох. В 1933 г. были возведены первые здания из кирпича (два трехэтажных жилых дома). Первыми из общественных зданий были построены телеграф (сохранился и до сих пор, напротив автовокзала) и электростанция. В 1933 г. в долине р. Магаданки была проложена первая узкоколейная железная дорога в 13 км и построен лесопильный завод.


Летом 1934 г. был сдан в эксплуатацию 50-метровый причал. 29 декабря 1934 г. в порт вошел пароход «Уэлен», доставивший четыре самолета, на которых впоследствии летчики М. С. Сергеев, Н. С. Снежков и Д. Н. Тарасов совершали ледовые разведки.
В том же 1934 г. для подготовки горнопромышленных, сельскохозяйственных и педагогических кадров был открыт техникум. Начала выходить местная постоянная газета «Советская Колыма». Появились издательство и музей. Четырехэтажное здание школы № 1 по проекту, присланному Н. К. Крупской, начало возводиться в мае 1935 г.
В декабре 1935 г. были сданы в эксплуатацию механический, судокотельный и кузнечный цеха Марчеканского завода. Здесь начали выпуск сухогрузных и нефтеналивных барж, стальных катеров. Через два года начал функционировать как отдельное предприятие авторемонтный завод.
Радиосвязь с материком была установлена в 1936 г. Тогда магаданцы впервые услышали голос московского диктора. Трест «Дальстрой» удвоил объемы добычи и по своему удельному весу равнялся нескольким крупным трестам СССР.


Вначале Магадан не планировали развивать как город. Он рассматривался лишь как база для снабжения колымских приисков. Именно туда шла трасса, туда направлялись основные силы горняков, геологов, строителей. Слишком далеко от основных месторождений находился Магадан, слишком плох был климат побережья. Берзин планировал построить столицу Колымского края в устье р. Таскан. Рассматривались и другие варианты (в р-не нынешних пос. Стекольный и Уптар, в устье Оротукана).


Мрачный период в жизни края начался с 1937 г. По сфабрикованным обвинениям подверглись репрессиям многие люди, отдавшие все силы освоению Севера. Среди них директор «Дальстроя» Э. Берзин, политработник Р. Апин (инициатор всех издательских начинаний в Магадане), писатель И. Гехтман, журналист А. Костерин, руководители многих управлений, заводов. За годы сталинских репрессий колымские лагеря приняли десятки тысяч так называемых «врагов народа», среди которых были конструктор С. П. Королев, киноартист Г. С. Жженов, генерал А. В. Горбатов, агроном К. Г. Гутыдзе, профессор А. К. Болдырев. Город строился каторжным трудом осужденных.
14 июля 1939 г. принято считать датой рождения Магадана. Именно в этот день рабочий поселок был преобразован в город, хотя заложен он был десятью годами раньше.
В апреле 1941 г. было завершено строительство здания главного управления «Дальстроя» (позже — здание «Северовостокзолота»), а в октябре закончилось строительство Дома культуры (с 1946 г. ставшее зданием театра им. А. М. Горького).


Началась Великая Отечественная война. В это время Колымский край старался делать все возможное для победы над врагом. Магаданцы помогали фронту своим напряженным трудом.
Целый эшелон с подарками был отправлен в действующую армию фронтовикам в 1942 г. Около 500 млн руб. собрали колымчане на оборонные мероприятия. На собственные средства строили они военную технику: авиаэскадрилья «Советский полярник», звено бомбардировщиков «Комсомол Колымы», самолеты «Общественница «Дальстроя», «Дальстроевец», «Колымский колхозник», танковая колонна «Пионер Колымы» и др. На свои деньги купили танки и отправились на них воевать работники авторемонтного завода: А. М. Ефанов, И. Е. Конюхов, А. П. Тимченко, М. К. Щеглов, В. Я. Яковлев, сотрудники «Колымапроекта» А. П. Ходоско и Н. Г. Цыбин, муж и жена И. Ф. и А. Л. Бойко.
Многие магаданцы защищали Родину с оружием в руках. В боях за освобождение Ленинграда, повторив подвиг Матросова, погиб комсомолец Иван Скуридин. Многие бывшие заключенные тоже честно сражались в Великой Отечественной войне.
В тяжелые годы войны был введен в строй стекольный завод (на базе местного вулканического пепла). Изготавливал рабочую одежду и обувь промкомбинат. Клей, мыло, щетки давал кожевенный завод. Выпуск кондитерских изделий начала макаронная фабрика.


После окончания войны новые этапы с осужденными пошли через Магадан — это были в основном освобожденные из гитлеровских лагерей советские военнопленные. Они строили новые прииски и дороги на Колыме, а также здания в самом Магадане. Многие из них погибли в жестоких условиях Севера и впоследствии были реабилитированы посмертно.


В послевоенные годы увеличилось строительство, оформился центр города. Красивые здания по улицам Горького, Пушкина, Ленина, Портовой отражали влияние ленинградской школы.
3 декабря 1953 г. на территории «Дальстроя» была образована Магаданская область. Магадан стал ее центром — административным, экономическим, научным и культурным. Внешний вид бывшего города-лагеря быстро менялся: сносились бараки, ликвидировались лагерные пункты. В 1953 г. было построено красивое здание горно-геологического техникума. 15 июля 1954 г. состоялось открытие уникального сооружения Дворца спорта, гармонично вписавшегося в ансамбль городского парка. В 1957 г. заработала любительская студия телевидения. В 1963 г. был принят новый генеральный план города, предусматривающий в 5 раз увеличение территории застройки. В последние годы в пойме р. Магаданки выросли новые жилые кварталы. По состоянию на 1 января 1995 г. население Магадана составляло 128 тыс. чел.
Оценка:   Просмотров: 1167   Дата публикации: 19.01.2010 г.
Печать публикации Печать публикации     RSS
Оставить отзыв... |  Вставить в блог |  Подписаться на новости |  Сообщить об опечатке
Оставить отзыв
Оцените публикацию:  1-  2-  3-  4-  5-
Ваше имя: 
Ваш e-mail: 
не публикуется на сайте
Введите число с картинки: 
Ваш комментарий:
Все права защищены и охраняются законом. © 1995г.-2012г.
При полном или частичном цитировании информации гиперссылка на сайт www.russia49.ru обязательна
Архив публикаций Архив ленты новостей